Пора сменить “девочек”, так ли это

Контактувати з нами

Знаю, я странно похож на ничейную бабушку из романа Ильфа и Петрова. Она, старая, проживая на антресолях в «Вороньей слободке», не верила в электричество и потому жгла лучину. Я, также не очень молодой, вопреки повелениям рассудка и парламентского большинства, не верю в эффективность реформы системы здравоохранения в Украине. Сегодня – не верю. И вот почему.

Потому что хорошо помню классический советский анекдот об экспериментальном публичном доме. Где всё не удалось по единственной причине: директор менял кровати, а не «девочек». С тоскою наблюдаю за немалыми законодательными усилиями Администрации Президента вкупе с Министерством здравоохранения, за мощными административными усилиями губернаторов в пилотных регионах и т. д. и т. п., отчётливо понимая: реформа не получится! По той же причине, меняют кровати, оставляя всё тех же престарелых советских «девочек». Тех же университетских ректоров и деканов, тех же профессоров и доцентов, с усердием готовящих плохих специалистов. Скверных врачей, не способных трудиться самостоятельно, ответственно и эффективно.

Об этом – молчание. Улучшаем дороги, размечаем маршруты короткого «довоза» пациентов автомобилями скорой медицинской помощи, меняем вывески на прежних сельских амбулаториях и поликлиниках, называя их гордым слоганом «приёмная семейного врача»… А семейного врача, настоящего, уверенного в себе всё ещё нет. И не будет. Если, конечно, не считать всерьёз таковым переназванного педиатра или поликлинического «ухо-горло-носа». Плохой учитель не может воспитать успешного ученика.

Я вырос во врачебной семье. Мой отец более тридцати лет преподавал на кафедре института, готовившего врачей. От отца, наблюдательного и критичного профессионала, я знал многое. Знал о тщательно скрывавшейся тогда, в СССР изнанке преподавательской практики и зияющих пустотах советской медицинской науки. О профессоре П., имевшем прозвище «Федя-дурак», о профессоре К., о которой злобно шутили как о «не имеющей головного мозга…». О слабых диссертациях, защищаемых в так называемых закрытых учёных советах, куда не допускалась широкая научная публика, не имеющая специального допуска КГБ… Всё это было. Но в сравнении с вакханалией сегодняшних реалий псевдопрофессионализма и псевдонауки те, советские отклонения видятся едва заметными, микроскопическими.

Над нами смеются. Страна, имеющая 14416 докторов наук и 84000 кандидатов наук (по состоянию на конец 2010 года, сейчас – больше) занимает последние, нижние строки в таблицах индекса цитирования – основного показателя эффективности науки. Рядом с Гондурасом и Либерией. Иран, далеко не самое передовое по технологиям и науке государство, официально, правительственным актом отказался признавать украинские врачебные дипломы. Причина – низкое качество наших выпускников. Стыдно и страшно рассматривать эти таблицы, свидетельствующие о единственном и главном – нашем убожестве. Об убожестве страны, имеющей свою собственную Академию медицинских наук, десятки научно-исследовательских институтов и сотни кафедр. История с псевдопрофессором от нейрохирургии Слюсарчуком – также яркая иллюстрация к состоянию дел в национальной медицинской науке. Как и такая, вполне анекдотическая история: киевский профессор Н., очень плохой профессионал с чрезвычайными амбициями, в одном из многочисленных «научных» журналов, признаваемым нашим ВАКом, опубликовал результаты своего глубокого размышления. Уж не знаю, каким образом этот плод великого ума стал известен крупному западному исследователю, работающему в этой же проблематике. В очередной своей публикации западный мэтр одной строкой уделил внимание работе профессора Н., назвав её полностью несостоятельной. Узнав от коллег о таком «успехе», наш профессор гордо информировал своих сотрудников: «Меня процитировали в таком серьёзном журнале!»

Кстати, профессор Н. – готовит будущих врачей. Как может, так и готовит. Да и псевдопрофессор Слюсарчук стремился возглавить в Киеве кафедру нейрохирургии. Не получилось в силу ряда субъективных причин, а то бы – учил. А вот у других получилось, в трёх медицинских вузах были открыты невиданные в мире факультеты по подготовке так сказать комбинированных специалистов «врачей-психологов». Этот смелый образовательный проект приносит отцам-основателям вполне конкретные деньги, а системе здравоохранения, в частности, практической психиатрии серьёзные проблемы.

Реформа, осуществляемая сегодня в Украине, захлебнётся. Неизбежно захлебнётся. Если госпожа Акимова и возглавляемый ею Комитет экономических реформ не приступит к замене «девочек».

Іван Овенз