Министерство здравоохранения Украины и департамент здравоохранения Житомирской облгосадминистрации очень многое делают для внедрения в практическую деятельность лечебных учреждений формулярной системы, протоколов Минздрава Украины, которые позволяют пациентам получать качественную медицинскую помощь. Сегодня вышло уже пятое издание Государственного формуляра, содержащего перечень лекарственных средств, зарегистрированных в Украине, с доказанной эффективностью, допустимым уровнем безопасности и экономически целесообразным сочетанием «цена-качество». Уже внедрены региональные протоколы оказания медицинской помощи жителям Житомирской области, времени создания очередного, восьмого, выпуска регионального лекарственного формуляра.
Это, безусловно, существенно улучшило качество медицинской помощи, а кроме того, является еще и предпосылкой перехода к страховой медицине. Ведь дальнейшую деятельность системы здравоохранения мы связываем с введением страхования, которое, безусловно, продиктует более четкие правила контроля за предоставлением медицинской помощи, когда каждое лечебное учреждение, каждый врач будет нести ответственность за ее результаты.
Именно поэтому информация главного внештатного невролога Министерства здравоохранения Украины о современных подходах к лечению острых инсультов во время прошедшего в июле текущего года недавнего профильного совещания в Житомире прозвучала довольно неоднозначно — в определенной части она отличалась от тех нормативных документов, которыми МОЗ Украина регламентирует предоставление помощи этой категории пациентов. Так, в частности, из пятого выпуска Государственного формуляра выведен ряд препаратов, в которых отсутствует доказательная эффективность (например, «Актовегин®», «Церебролизин®» и другие). Унифицированным клиническим протоколом лечения пациентов с ишемическим инсультом, утвержденным приказом Минздрава Украины №602 от 03.08.2012 года, не предусмотрено назначение нейропротекторных препаратов.
На встрече же прозвучало мнение главного невролога, что по показаниям лечащие врачи все же имеют право эти препараты назначать, при этом информируя пациентов, что приобрести их необходимо за свой счет. Здесь, безусловно, возникает вопрос: почему пациент должен покупать лекарственные средства, если они сегодня определены Министерством здравоохранения как не имеющие надлежащей доказательной базы? То есть, эти препараты пациенты могут приобрести за собственные средства, их принимать, но ожидаемого результата от такого лечения ни пациент, ни врач не получат. Следует ли рекомендовать больным лекарства, которые просто обогащают фармацевтическую индустрию?
Так как общественная организация, объединяющая более 200 тысяч жителей Житомирщины, мы хотели бы, чтобы в этом вопросе позиция Министерства здравоохранения Украины в лице главного внештатного невролога была четко определена: нужно данные препараты назначать или не нужно? Что же делать практикующим врачам?
Действительно, на протяжении многих десятилетий метаболические, нейропротекторные лекарственные средства широко применялись при лечении пациентов с различными патологиями, в том числе с острыми инсультами. Однако многие ранее применяемые препараты в результате проведенных исследований признаются неэффективными, и в большинстве развитых стран уже давно не применяются, ведь пользы не приносят. Поэтому сейчас и в Украине стоит задача — изъять из употребления такие препараты.
Если сравнить показатели смертности пациентов в нашей стране с показателями смертности пациентов, которые давно лечатся по протоколам в странах Евросоюза, то они существенно отличаются. Стандартизированный по возрасту и полу показатель смертности от сосудистых поражений мозга на 100 тысяч населения в Украине в 1990 году составил 191,2, в 2010 – 159,4. А между тем в Италии этот показатель в 1990 году составил 91,6, в 2010 – 47,3; в Швеции – в 1990 году – 69,3, в 2010 – 37,7; в Германии – в 1990 году – 87,6, в 2010 – 35,9. По-моему, это еще один аргумент, который сегодня говорит в пользу доказательной медицины. Поэтому нам нужно придерживаться тех стандартов, которые рекомендует сегодня Евросоюз и которые приняты в странах европейского сообщества. Именно на основе современных подходов с позиции доказательной медицины разработаны медико-технологические документы стандартизации медицинской помощи при ишемическом инсульте, утвержденные приказом Минздрава Украины №602 от 03.08.2012 года.
Относительно контроля качества лечения, статья 14.1 Закона Украины «О внесении изменений в основ законодательства Украины о здравоохранении относительно совершенствования предоставления медицинской помощи» четко говорит о том, что «соблюдение стандартов медицинской помощи (медицинских стандартов), клинических протоколов, табелей материально -техническое оснащение является обязательным для всех учреждений здравоохранения». Все заведения — независимо от формы собственности!
Лечебные заведения, кстати, в пределах уже сформированного локального формуляра, согласно приказу Минздрава Украины от 22.07.2009г. №529 «О создании формулярной системы обеспечения лекарственными средствами учреждений здравоохранения» должен базироваться на Государственном формуляре, имеющем право закупать те лекарственные средства, которые в нем указаны (эта возможность, конечно, зависит от финансирования заведения). Однако если они будут отходить от этого перечня, по моему мнению, это может рассматриваться как нецелевое использование средств. Этого, безусловно, никто не вправе делать независимо от источников финансирования.
Следовательно, информация главного внештатного невролога о праве лечащих врачей назначать исключенные из Государственного формуляра препараты прозвучала вразрез с нормативными документами Минздрава Украины. Мы же считаем, что требования государства и лечебные учреждения должны соблюдать эти требования, которые действительно направлены на улучшение качества оказания медицинской помощи.
Иван Овенз